Эволюция городского освещения.
Главная > Информационный раздел > Уличное освещение > Эволюция городского освещения
Расширились и функции освещения: от обеспечения возможности ориентироваться в пространстве, различать предметы за счет освещенности, до художественных и эстетических, проявляющихся в архитектурной подсветке фасадов зданий и памятников, рекламной подсветки.
На потребности развивающегося электрического искусственного освещения улиц всегда адекватно реагировала промышленность, предлагающая все новые и новые модели осветительного оборудования, разрабатывая и внедряя передовые технологии в разработки прожекторов и светильников. Научно-технические разработки в области наружного освещения продолжаются и сегодня.
Уже к 20-м годам XX века при подсветке отдельных объектов наметилось доминирование эстетических функций наружного освещения. Со временем, свет стал восприниматься как важнейший архитектурный инструмент и средство выразительности, а искусственное освещение стало неотъемлемым самостоятельным слагаемым архитектурных проектов. Терминология «архитектурная подсветка», «световая архитектура», «световые фасады» прочно вошла в обиход архитекторов, проектировщиков, инженеров и дизайнеров.
Мировой опыт развития светотехники и применения светового оборудования для наружного освещения успешно использовали советские архитекторы в оформлении строений для «строителей коммунизма» - административных зданий и учреждений, многие из которых сохранили свой первоначальный облик и поныне.
Модернизация светового оборудования, динамично происходившая на протяжении века, была связана с технико-экономическими соображениями и обеспечивалась, прежде всего, заменой менее эффективных источников света на более эффективные: от тепловых ламп к газоразрядным, от газоразрядных к светодиодам. Установка более функциональных ламп в оборудование для уличного и архитектурного освещения каждый раз оправдывалась результатом: городские улицы, дворы, дороги и площади становились более светлыми и комфортными при меньших энергетических и сервисных затратах.
Ночной облик города усложнялся и дифференцировался: повсеместно применяемый однотонный теплый свет ламп накаливания сменился, в зависимости от объекта и целей его освещения, созданием световых зон разной цветовой температуры, а в настоящее время вообще доступны полноцветные решения и динамическое световое оформление.
Расширялся выбор осветительного оборудования: от громоздких и малоэффективных фонарей до компактных и производительных прожекторов и светильников, применимых в самых различных областях уличного, архитектурно-ландшафтного, рекламно-информационного освещения.
Соответственно менялась и вечерняя атмосфера в городах, восприятие и настроение их жителей.